Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
Управление образования администрации Мариинского района                       14.08.2020, 05:50
МБДОУ «Детский сад
№1 «Одуванчик»
Главная Профстандарт педагога Мой профиль ВыходВход
Меню сайта

Форма входа

Госуслуги

Портал Государственных и муниципальных услуг

Профстандарт педагога

 

Как и любая другая профессиональная деятельность, работа педагога подверглась стандартизации. Были разработаны определенные документы, которые формулируют требования к работникам образовательных учреждений.

Понятие профессионального стандарта

Что из себя представляет профстандарт педагога - 2018, утвержденный правительством РФ? Это документ, в котором указан перечень требований, определяющих квалификационный уровень педагога, необходимый для качественного выполнения им своих обязанностей. Требования предъявляются к знаниям, умениям, опыту работы и личностным качествам учителей.

КАК ПРИМЕНЯТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ?

Отвечает Инна Иванова, кандидат юридических наук, заместитель начальника Управления проектной деятельности в сфере трудовых отношений Роструда.

На сегодняшний день разработаны четыре профессиональных стандарта в области образования:

  • педагога (учителя, воспитателя) – утвержден приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 г. № 544н;

  • педагога-психолога – утвержден приказом Минтруда РФ от 24 июля 2015 г. № 514н;

  • педагога дополнительного образования детей и взрослых – утвержден приказом Минтруда РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н;

  • специалиста в области воспитания – утвержден приказом Минтруда РФ от 10 января 2017 г. № 10н.

Профессиональный стандарт педагога вводится по нескольким причинам, основной из которых - несоответствие старых квалификационных норм современным требованиям. Постановлением правительства № 584 установлено, что переход на новые стандарты должен быть завершен до 01.01.2020 г. Это означает, что к этому времени соответствие профстандарту педагога будет выступать основным критерием при оформлении нового сотрудника на работу.

Чем поможет профстандарт руководителю ?

  • Почему переносят профессиональные стандарты в общем образовании и что хотят в них поменять (важно!)

Предполагается, что новый профессиональный стандарт педагога улучшит подготовку представителей общеобразовательной системы, позволит передавать обучающимся актуальные знания.

Согласно плану Минобрнауки РФ использование профстандарта педагога поможет решить такие задачи:

  • определить четкие требования к квалификации педагога вне зависимости от их сферы деятельности и направления;

  • обеспечить необходимую подготовку педработников и повысить качество образования;

  • заблаговременно уведомить работников системы образования о предъявляемых к ним требованиям;

  • мотивировать педагогов повышать общий уровень образования в государстве;

  • выработать понятные критерии отбора преподавательских кадров;

  • стимулировать учителей совершенствовать свою квалификацию.

Стандарт педагога РФ призван стать официальным документом, который регламентирует различные аспекты трудовой деятельности, в частности, прием на работу и карьерный рост.

Главной особенностью нового профстандарта по сравнению с действующими нормами является возможность корректировки требований в зависимости от региональных особенностей, дополнения внутренними стандартами, зависящими от специфики образовательной организации.

Структура и характеристики профстандарта педагога

Все профессиональные стандарты составляются профильными министерствами и ведомствами по единому шаблону, который был утвержден приказом Министерства труда России

№147н от 12.04.2013г. В соответствии с этим приказом текст профстандарта педагога 2018 структурирован следующим образом:

  • Общие сведения о профессии: название, краткое описание деятельности сотрудника, официальная классификация.

  • Описание трудовых функций, определение соответствующих функциям квалификационных уровней или подуровней. Подробная характеристика трудовых функций и требований к квалификации, образованию и опыту учителя, воспитателя, преподавателя.

  • Сведения об организации-разработчике документа.

Профстандарт педагога - 2018, утвержденный правительством РФ, имеет несколько важных характеристик. Основными из них будут следующие:

  • профстандарт описывает требования к квалификации лиц, которые профессионально занимаются педагогической деятельностью;

  • отдельные положения документа могут дополняться и перерабатываться на местах, чтобы соответствовать специфике региона или образовательной организации;

  • документ предполагает дифференциацию стандартов для педагогов разных уровней;

  • к учителям русского языка и математики выдвигаются дополнительные требования, поскольку эти предметы являются ключевыми и обязательными на ЕГЭ;

  • документ предусматривает, что профессиональные и личные качества педагога не разделяются; документ дает возможность отказаться от общепринятого технократического подхода к оценке труда педагога и сделать упор на индивидуальные особенности;

  • профстандарт призван мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Компетенции педагогов согласно профессиональному стандарту

Профстандарт педагога определяет ряд требований и обязанностей для сотрудников образовательных организаций:

  • высшее педагогическое образование, с предоставлением возможности для получения нужной степени без отрыва от основной деятельности;

  • отличные знания предмета/ОО в рамках программы, которая утверждена министерством;

  • умение планировать уроки/НОД и анализировать их эффективность с последующей коррекцией системы донесения знаний до ребенка при необходимости;

  • владение нестандартными методами обучения, выходящими за рамки классических понятий о преподавании; использование индивидуального подхода в работе с детьми обладающими различными способностями к обучению;

  • способность объективно оценивать знания; обладание соответствующими компетенциями.

Требования профстандарта педагога относятся к умению не только передавать знания, но и воспитывать учеников. Для повышения эффективности в этом направлении педагог должен: - применять формы воспитательной работы на уроках, занятиях и во время внеклассной деятельности;

- регулировать поведение детей;

- стимулировать их познавательную активность;

- практиковать индивидуальный подход;

- доносить до учеников ценность знаний;

- стимулировать создание системы самоуправления;

- сотрудничать с профильными специалистами.

Основные компетенции педагога профессионального образования

обусловлены возрастными особенностями учеников и сводятся к следующему:

- готовность работать с обучающимися по образовательным и личных вопросам;

- знание особенностей развития личности в конкретном возрасте;

- способность содействовать интеграции отдельных детей в общий коллектив;

- владеть приемами психодиагностики.

Педагог, работающий в начальной школе, должен обладать такими компетенциями:

- знать специфику перехода от игры к обучению;

-уметь достичь необходимого уровня учебных действий для эффективного восприятия информации;

- вызывать повышенное доверие у детей;

- готовность нести ответственность за достижения учеников;

- учитывать индивидуальные особенности детей и готовность решать вопросы, которые выходят за рамки процесса образования.

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования требует, чтобы он обладал такими компетенциями:

- знание возрастных особенностей детей и специфики образования в ДОУ;

- умение организовать деятельность детей, в том числе самостоятельную, которая станет залогом их всестороннего развития;

- умение анализировать результаты своей деятельности, при необходимости корректировать ее; - сотрудничать с профильными специалистами;

- способность оценивать уровень усвоения знаний воспитанниками;

- эффективно взаимодействовать с родителями.

Как оценить соответствие педагога профстандарту?

Профессиональные стандарты педагога позволяют определить не только уровень и профессиональную пригодность педагога, но также его общую грамотность и компетентность. Для этого следует периодически проводить оценку деятельности педагогического работника. Основным критерием ее эффективности выступают образовательные результаты детей. При этом следует оценивать еще и индивидуальные особенности обучающихся. Оценка результатов деятельности педагога может проводиться путем внутреннего аудита, под которым следует понимать анализ плановых и отчетных документов. Можно посещать или записывать на видео уроки педагога для определения эффективности используемых им методов. Для проверки деятельности на соответствие профстандарту можно привлекать комиссию, состоящую из опытных сотрудников учебного заведения. Объем и частота проверки специалиста определяется в индивидуальном порядке. По окончании внутреннего аудита его результаты оформляются документально и могут использоваться внешней комиссией, а также приниматься во внимание при государственной аттестации.

Как организовать процесс внедрения профстандарта педагога?

В каждой образовательной организации следует провести ряд мероприятий по внедрению новых стандартов. Стоит отметить, что законодательно определенного плана по осуществлению

этих мероприятий нет, и каждая организация может разрабатывать этот план индивидуально. Когда следует проводить эту работу?

Сегодня уже применяются только два профстандарта:

  • педагога-психолога (с 1 января 2017 года),

  • специалиста в области воспитания (с 6 января 2017 года).

Оставшиеся два стандарта – педагога и педагога дополнительного образования – также должны применяться с 1 января 2017 года. Однако Минтруд РФ поместил на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов два проекта:

- о приостановлении действия Профстандарта педагога (учителя, воспитателя) с 30 марта 2017 по 1 сентября 2019 года;

- о приостановлении действия Профстандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых с 30 марта 2017 по 1 января 2018 года.

Это означает, что в указанные стандарты могут вноситься изменения и применять их следует как можно позднее: чем ближе к 1 января 2020 года, тем лучше. Введение профессионального стандарта педагога осуществляется соответствующими комиссиями, в которые входят представителя администрации и профсоюзов. В общем случае рабочая группа должна внедрить такие мероприятия:

  • Составление списка стандартов учителей, которые следует применять в данном учебном заведении. Для этого производится сверка должностей сотрудников и наименований, которые приняты в стандартах. По итогам сверки составляется официальный протокол комиссии.

  • Ревизия внутренних актов организации и трудовых договоров. При необходимости в трудовые соглашения с работниками вносятся изменения.

  • Организация проверки сотрудников на соответствие профессиональным стандартам.

Составление отчета по результатам проверки и передача его руководству. Стоит отметить, что пока нет прописанного порядка увольнения учителя, который не соответствует

профессиональному стандарту. Даже если такое несоответствие будет обнаружено, однако работник принят согласно трудовому законодательству, прошел аттестацию и хорошо выполняет

свои обязанности, то оснований для его увольнения нет.

При организации процесса внедрения профессионального стандарта педагогической деятельности следует придерживаться таких рекомендаций:

  • широкое обсуждение вопроса, в котором будут участвовать педагоги, представители профсоюзов, эксперты, представители администрации населенных пунктов, родители и ученики;
  • учет всех предлагаемых дополнений к базовому документу и стремление достичь консенсуса перед утверждением окончательного варианта стандарта;
  • создание общественных организаций, контролирующих деятельность педагогов на всех этапах внедрения профстандартов;

Источник: https://www.menobr.ru/article/65401-qqq-18-m1-profstandart pedagoga?utm_source=letternews&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_menobr.ru_newsdaily_08022018&ustp=F

 

На какие документы опираться при внедрении профстандарта

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 03.12. 2012 г. №236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании».
  • Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 (ред. от 09.02.2018) «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов».
  • Приказ Минобрнауки РФ от 27.05.2015 № 536 «Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации работы по разработке и применению профессиональных стандартов в сфере образования и науки на 2015-2018 годы».
  • Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 5 августа 2016 года).
  • Приказ Минтруда РФ от 25.12.2014 № 1115Н «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  • Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 года № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
  • Приказ Минтруда РФ от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  • Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
  • Инструктивное письмо «О внедрении профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 17.07.2014 №03- 06/068.
  • Разработка «Описание предложений по модернизации содержания педагогического образования на основе стандарта профессиональной деятельности педагога» / приложение 3 к письму от 17.07.2014 №03-06-068

Профстандарт «Педагог»: ответы на самые «больные» вопросы.

С 1 сентября 2019 года начнется внедрение профессионального стандарта «Педагог» во всех образовательных учреждениях страны, планируется, что к 1 января 2020 года по новому

стандарту будут работать все образовательные организации России.

Бремя изменений, по обыкновению, ляжет на плечи руководителей, у которых по части кадровой политики возникает ряд серьезных вопросов. Давайте пока разберемся с дошкольными организациями. Комментарии по теме дает Ольга Бережнова, эксперт Национального агентства развития квалификаций Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, руководитель кафедры развития образовательных систем БУ ОО ДПО «Институт развития образования».

02/04 июля 2018г.

Всероссийская конференция: «Управление дошкольной образовательной организацией в условиях системных обновлений» г. Екатеринбург

Кто должен подчиняться профессиональному стандарту?

- Стандарт обязателен, если по должности положены компенсации, льготы и установлены ограничения (абз.3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ), а также в случаях, когда законодательство РФ устанавливает обязательные требования к квалификации работников (ст. 195.3 ТК РФ).

Для педагогов действуют такие льготы, как: сниженная норма трудового времени из расчета одной ставки, возможность работать по совместительству, более длительный оплачиваемый отпуск, досрочный выход на пенсию (после 25 лет непрерывного педагогического стажа), отпуск сроком на 1 год с сохранением рабочего места (для тех, кто имеет непрерывный десятилетний педагогический стаж).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстандарту?

- Сотруднику можно предложить другую должность (при наличии) или отправить на профессиональную переподготовку.

После этого работодатель может провести аттестацию. И если по её итогам работник покажет неудовлетворительные результаты, работодатель может уволить его (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Можно ли принять на работу в ДО работника-педагога с квалификацией «Учитель»?

- Да, можно. Но с оговоркой.

Такому сотруднику рекомендуется пройти профессиональную переподготовку и получить необходимую квалификацию. Этот вариант идеальный. Особенно при прохождении проверки Рособрнадзора.

Можно ли обязать педагога проходить курсы повышения квалификации (КПК) в местном институте повышения квалификации?

- Педагог вправе сам выбирать организацию для прохождения КПК, а также форму и тему курса.

Должна ли быть в штатном расписании ДО должность старшего воспитателя?

- В утвержденном профстандарте «Педагог» обозначены две должности: учитель, воспитатель. В настоящее время не разработан профессиональный стандарт «Старший воспитатель».

Ольга Бережнова говорит о том, что должность старшего во

Поиск

Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Управление образования Мариинского района

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Департамент образования

Администрация Мариинска

Центр мониторинга

Газета ВПЕРЕД

Гос Услуги КО

КРИПиПР

ФИПИ

Официальная Россия

Музей - заповедник «Мариинск исторический»


Полезные ссылки


Покупайте на Али со скидкой до 18%

Copyright Vbugay © 2020
Бесплатный хостинг uCoz