Ответственность за причинение вреда ребёнку
во время образовательного процесса
В связи со статье 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся. Образовательная организация несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с частью 3 статьи 1073 Гражданского кодекса Российской Федерации за вред, причиненный малолетним (несовершеннолетним в возрасте до 14 лет) во время, когда он временно находился под надзором образовательной, медицинской или иной организации, осуществляющих за ним в этот период надзор, ответственность несут указанные организации. Освобождение от ответственности наступает только в том случае, если причиненный вред возник не по вине вышеперечисленных субъектов.
Данной нормой устанавливается презумпция виновности образовательной или иной организации, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетними.
Таким образом, если во время образовательного процесса одним ребенком причинен вред другому, ответственность за причиненный вред должно нести образовательное учреждение (детский сад, школа). Образовательное учреждение может быть освобождено от ответственности только в том случае, если докажет, что вред причинен не по вине его должностных лиц при осуществлении надзора за обучающимися.Только в этом случае может быть поставлен вопрос об ответственности родителей малолетнего причинителя вреда.
Родители, как законные представители своего ребенка, имеют право, в том числе в судебном порядке предъявить образовательному учреждению требования:
- о возмещении вреда, причиненного в связи с повреждением здоровья ребенка.
- о возмещении расходов, произведенных на лечение ребенка, включая дополнительные расходы на питание и пр.
- о возмещении морального вреда.
В качестве доказательств причинения вреда здоровью ребенка судом будут приняты записи осмотра ребенка в травмпункте, данные соответствующих медицинских документов, свидетельские показания.
Изменения в закон, направленные на борьбу с подростковыми суицидами
Федеральным законом от 07.06.2017 № 120-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению.
Усилена уголовная ответственность за доведение до самоубийства, предусмотренное ст. 110 УК РФ – по ч.1 указанной статьи теперь предусмотрено назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должностные или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет (к основным видам наказания – принудительным работам и лишению свободы), однако оно не является обязательным. Увеличен срок лишения свободы – от 2 до 6 лет (ранее – до 5 лет). Вместе с тем из санкции ч.1 ст. 110 УК РФ исключено наказание в виде ограничения свободы.
Новым законом предусмотрена повышенная уголовная ответственность за указанное деяние (ч.2 ст. 110 УК РФ), совершенное в отношении несовершеннолетнего или лица, находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, двух или более лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации для информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»). Самым строгим наказанием за такие преступления является лишение свободы на срок от 5 до 8 лет.
Введена уголовная ответственность за склонение к совершению самоубийства или содействие к совершению самоубийства – ст. 110.1 УК РФ.
При этом часть 1 ст. 110.1УК РФ предусматривает ответственность за склонение к совершению самоубийства путем уговоров, предложений, подкупа, обмана или иным способом при отсутствии признаков доведения до самоубийства, а часть 2 ст. 110.1 УК РФ – за содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо орудия совершения самоубийства.
Часть 3 ст. 110.1 УК РФ содержит такие же квалифицирующие признаки, как и ч. 2 ст. 110.1 УК РФ, перечисленные выше.
Деяния, предусмотренные ч.1 или 2 ст. 110.1 УК РФ, повлекшие самоубийство или покушение на самоубийство, квалифицируются по ч. 4 ст. 110.1 УК РФ. Если же совершены деяния, предусмотренные ч.3 ст. 110.1 УК РФ, повлекшие самоубийство или покушение на самоубийство, ответственность наступает по ч. 5 ст. 110.1 УК РФ
Уголовный кодекс Российской Федерации также дополнен ст. 110.2, ч.1 которой предусматривает уголовную ответственность за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путём распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства.
Более строгая ответственность установлена ч. 2 ст. 110.2 УК РФ в тех случаях, когда деяния, указанные в диспозиции ч. 1 ст. 110.2 УК РФ, сопряжены с публичным выступлением, использованием публично демонстрирующегося произведения, средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).
В таких ситуациях речь идёт об ответственности администраторов и организаторов любых неформальных сообществ, деятельность которых направлена на побуждение к совершению самоубийства.
В качестве наказания за указанные преступления предусмотрено лишение свободы (по ч. 1 ст. 110.2 УК РФ – на срок до 4 лет, по ч. 2 ст. 110.2 УК РФ – до 6 лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью (по ч.1 ст. 110.2 УК РФ – на срок до 5 лет, по ч. 2 ст. 110.2 УК РФ- до7 лет) или без такового.
В том случае, если лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 110.2 УК РФ, добровольно прекратило соответствующую преступную деятельность и активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступлений, предусмотренных статьями 110,110.1,110.2 УК РФ, оно освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен также новой статьей 151.2 , предусматривающей отдельную уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего.
При этом склонение или иное вовлечение несовершеннолетнего в совершение противоправных действий, заведомо для виновного представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего, путём уговоров, предложений, обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков склонения к совершении самоубийства, вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления или в совершение антиобщественных действий, квалифицируются по ч. 1 ст. 151.2 УК РФ.
Если те же деяния совершены в отношении двух или более несовершеннолетних, группой лиц по предварительному сговору или организационной группой, в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно - телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), ответственность наступает по ч. 2 ст. 151.2 УК РФ, которая содержит более строгую санкцию.
В Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации внесены изменения в подпункт «а» п.1 ч. 2 ст. 151, касающийся подследственности. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 110.1,110.2,151.2 УК РФ, подследственны следователям Следственного комитета Российской Федерации.
Договор об оказании платных услуг
Оказание платных образовательных услуг регулируется статьёй 101 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) и Правилами оказания платных образовательных услуг (далее – Правила), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706.
В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Закона об образовании при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица заключается договор об оказании платных услуг. До подписания договора необходимо ознакомиться с его условиями.
Сторонами договора об оказании платных образовательных услуг согласно Правилам являются:
«заказчик» - физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора;
«исполнитель» - организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (к организации, осуществляющей образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность).
Исполнитель обязан до заключения договора и в период его действия предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах.
В частности, исполнитель обязан, довести до сведения заказчика информацию о фирменном наименовании совей организации, месте ее нахождения (адресе), о государственной регистрации и образовательных программах, а также о лицензии на осуществление образовательной деятельности и государственной аккредитации.
Индивидуальный предприниматель предоставляет информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью. Если он привлекает педагогических работников, должна быть предоставлена информация об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы, а также о лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Сведения, указанные о договоре, об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещённой на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет на дату заключения договора.
Договор об оказании платных услуг платных образовательных услуг заключается в простой письменной форме и должен содержать следующие сведения:
- полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя, фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя;
- место нахождения или место жительства исполнителя;
- наименование или фамилия, имя, отчество телефон и место нахождения (жительства) заказчика;
-сведения о представителе (при наличии) заказчика и (или) исполнителя, в том числе документы, удостоверяющие его полномочия;
- фамилия, имя, отчество, место жительства и телефон обучающегося, если обучающийся не является заказчиком по договору;
- права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;
- полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;
- сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности;
- вид, уровень, и (или) направленность образовательной программы.
- форма обучения;
- сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);
- вид документа, выдаваемого после успешного освоения образовательной программы;
- порядок изменения и расторжения договора;
- другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.
Следует иметь в виду, что полная стоимость обучения должна отражать исчерпывающую сумму на весь срок обучения, что исключает возможность устанавливать отдельную дополнительную плату за какие-либо составляющие платной услуги по обучению. Увеличения стоимости платных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотрено основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Необходимо учитывать, что к недопустимым для согласования в договоре относятся условия, которые ограничивают права лиц, подавших заявления о приеме на обучение, или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если такие условия включены в договор, то они не подлежат применению.
Договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг.
По закону: отдых и оздоровление детей
Приказом Минобрнауки России от 13.07.2017 № 656, вступившим в действие с 13.08.2017, утверждены пять примерных положений, регулирующих деятельность различных организаций детского отдыха и оздоровления:
-
Организаций отдыха детей и их оздоровления сезонного действия или круглогодичного действия независимо от их организационно-правовых форм (загородных лагерей отдыха и оздоровления детей, детских оздоровительных центров, баз и комплексов, детских оздоровительно-образовательных центров, специализированных (профильных) лагерей (спортивно-оздоровительных лагерей и других лагерей) и иных организаций). Лагерей организационных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления, обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием);
-
Детских лагерей труда и отдыха, созданных в качестве юридических лиц или структурных подразделений организациями социального обслуживания, санаторно-курортными организациями, общественными организациями (объединениями) и иными организациями;
-
Детских специализированных (профильных) лагерей, детских лагерей различной тематической направленности (оборонно-спортивных лагерей, туристических лагерей, эколого-биологических лагерей, творческих лагерей, историко-патриотических лагерей, технических лагерей, краеведческих и других лагерей), созданных в качестве юридических лиц или структурных подразделений организациями социального обслуживания, санаторно-курортными организациями, общественными организациями (объединениями) и иными организациями.
Перечисленными Положениями для каждого вида организации отдыха детей устанавливаются, в том числе, особенности их создания и функционирования, цели деятельности, порядок взаимодействия с государственными органами, а также условия направления детей в соответствующие организации.
Более того, каждым из положений ответственность за пребывание детей в организации, их жизнь и здоровье возложена на ее руководителя и работников.
Трудовые отношения с несовершеннолетними
Федеральным законом от 01.07.2017 № 139-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК ФЗ), в том числе, касающиеся регулирования трудовых отношений с несовершеннолетними. Изменения вступили в силу с 12.07.2017 г. В новой редакции изложены части вторая и третья статьи 63 ТК РФ, устанавливающие возраст, с которого допускается заключение трудового договора.
Согласно части второй ст. 63 ТК РФ, лица получившие общее образование и достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.
Лица достигшие возраста 15 лет и в соответствии с ФЗ оставившие общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации и продолжающие получать общее образование в иной форме обучения, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда , не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.
Согласно ч.3 ст.63 ТК РФ, с письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получившее общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения лёгкого труд, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.
Кроме того, изменена статья 92 ТК РФ, устанавливающая сокращенную продолжительность рабочего времени для работников в возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю; для работников в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю.
Так, продолжительность рабочего времени для лиц в возрасте до 18 лет, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образование с работой, не может превышать половины нормы, установленных частью первой настоящей статьи настоящей статьи для лиц соответствующего возраста.
При этом продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: для работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул):
- в возрасте от 14 до 15 лет – 4 часа;
- в возрасте от 15 до 16 лет – 5 часов;
- в возрасте от 16 до 18 лет – 7 часов.
Для лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой:
- в возрасте от 14 до 16 лет – 2,5 часа;
- в возрасте от 16 до 18 – 4 часа.
Профилактика наркомании среди несовершеннолетних
Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» определяет политику государства в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Статья 4 указанного федерального закона одним из принципов государственной политики называет приоритетность мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, особенно среди детей и молодёжи, а также стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 утвержден «перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».
Обязанность по выявлению причин и условий, способствующих приобщению подростков к наркопотреблению, и принятию мер к их устранению в субъектах РФ в соответствии с ФЗ от 24.06. 1999 №120-ФЗ «Об основных системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возлагается на органы системы профилактики, преимущественно на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Согласно ст.11 указанного федерального закона, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому.
На профилактику потребления наркотических веществ среди несовершеннолетних, в разной степени, направлена деятельность всех органов системы профилактики, которые перечислены в 120-ом федеральном законе.
Так, органы, осуществляющие управление в сфере образования, согласно п. 7 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 120, обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в образовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.
Органы по делам молодежи и их учреждения, согласно ст. 17 № 120-ФЗ, участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Правонарушения, в данном контексте, охватывают и те, которые связаны с потреблением и распространением наркотических средств.
Органы управления здравоохранением и медицинские организации (ст. 18 № 120 – ФЗ) в пределах своей компетенции организуют распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей, а также пропаганду здорового образа жизни. Кроме того, осуществляют круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера, выявляют, ведут учет, обследуют при наличии показаний медицинского характера; выявляют, ведут учет, обследуют при наличии показаний медицинского характера и лечат несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществляют другие входящие в их компетенцию меры по профилактике алкоголизма, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении, в том числе проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях.
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел помимо того, что проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении такого рода подростков, также выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к таким действиям. Иные подразделения органов внутренних дел, в соответствии с федеральным законом, наряду с иными функциями, в том числе осуществляют меры, противодействующие участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Таким образом, работа всех органов системы профилактики скоординирована таким образом, чтобы не только выявлять проблему не медицинского потребления наркотических веществ среди несовершеннолетних, но и устанавливать причины её появления, а также способствовать её скорейшему разрешению.